Страницы

пятница, 6 июля 2012 г.

История игральных карт

Как всегда - стоит только залезть в какую-нибудь тему поглубже, и сразу обнаруживается так много нового и интересного! Казалось бы игральные карты - ну что тут такого? Но пока я уточняла правила для детских карточных игр в интернете, я столько всего о картах нашла!

История карт
Те карты, к которым мы привыкли с детства, пришли к нам в начале 17 века через Польшу и Германию из Франции. "Русская колода" в 36 карт - это урезанная (т.е. начинающаяся с шестерок) 54-ти карточная "французская колода".
Примерно в 15-16 веках французская колода полностью сложилась в привычном нам виде и с тех пор практически не видоизменялась. Изменения последнего времени - это появление в 1830 году симметричного относительно верха-низа рисунка (раньше карточные фигуры рисовались в полный рост), появление скругленных углов, появление маленьких рисунков-индексов в уголках карты (в 1864 году в Америке их запатентовал некто Салади).
игральные карты 1658 года Франция, Гинея
1658 год, Гинея, Франция. Современный репринт колоды с добавлением индексов и скруглением углов карт

Во Францию же карты в середине 15 века попали из Италии, где была собственная карточная колода с непривычными для нас мастями (о мастях см. ниже), немного различающаяся от региона к региону (62 карт из Болоньи, 78 в Венеции, 98 во Флоренции). Особенностью таких карт был 21 козырь - "Старшие Арканы". Видимо так появилась карты Таро, которые были игральными вплоть до 18-го века, а лишь потом их стали использовать оккультисты).
Итальянские карты относятся к так называем "латинским" (испанским, португальским) - это и есть первые европейские карты, завезенные на Апеннины в конце 14 века крестоносцами из стран Востока.
Первое письменное упоминание об игральных картах в Европе - указ 1367 года, запрещающий карточную игру в городе Берн. В 1392 году Жакмен Грингоннер, шут душевнобольного французского короля Карла VI, нарисовал карточную колоду для развлечения своего господина. Та колода отличалась от современной - в ней было всего 32 карты (не было дам).
Дальнейшая история карт теряется в веках. Есть несколько версий их происхождения.
Одна из них - заимствование карточной игры из Персии через Индию. Именно в персидских источниках есть самое раннее упоминание этой игры. В "Летописях Египта и Сирии" есть упоминание о том, что знать при дворе играла в игру "Kanjifah", используя карты 8-ми мастей по 12 карт. Но под влиянием мусульман уже в середине 17 века эта игра была забыта.
В Индии же карты прижились, местная колода называлась ганджифа. Это слово впервые упоминается в 1527 в дневнике императора Бабура (Babur), где он пишет, что послал колоду своему другу.
На индийских круглых игральных картах изображалась фигура четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Считается, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало мастям "латинской колоды".

Индийские игральные карты гаджифа
Карты  ганджифа до сих пор изготовляются в области Раджистан (Индия)

Другая распространенная версия - тюркская. В 12-13 веках египетские мамелюки играли колодой из 52 карт с достоинствами от 1 до 10, в которой были четыре масти (мечи, клюшки, чаши и монеты), "малик" (эмир - король) и два его помощника - "наиб малик" и "тани наиб". Это очень напоминает  "латинскую колоду", в ней тоже первоначально отсутствовали дамы, а были короли, валеты и кавалеры. Только клюшки стали в Европе церемониальными жезлами (или дубинками). А слово "наиб", "помощник", стало названием карточной игры.
В 1939 году Л.А Майер в стамбульском музее Topkapi обнаружил неполную колоду карт мамлюков.

игральные карты тюрков мамлюков
Карты мамлюков. Десятка кубков, тройка кубков, первый советник кубков, второй советник кубков.

Есть версия, которая мне кажется просто-напросто попыткой мистификации, что карты пришли к нам из Египта. Ее впервые обнародовал в 1785 году французский оккультист  Эттейла. Якобы египетские карты - это 78 золотых табличек, на которых жрецы записали все свое знание. 56 из них - "Младшие Арканы" - стали обычными игральными картами, и с 22 "Старшими Арканами" они составили колоду Таро, используемую для гаданий. Но никаких археологических подтверждений этой версии ученые не нашли.
Еще одна версия, которая тоже не вызывает лично у меня доверия, что карточная игра проявилась в 12 веке в Китае. Но хотя там и рисовали бумажные картинки с различными изображениями цветов и птиц, несколько напоминающие карты, но правила игры в них похожи, скорее, на домино.
китайские игральные карты
Китайские "денежные" карты


Рисунок карт

Самый распространенный в России дизайн игральных карт - традиционные "Атласные карты", - был создан еще в середине 19 века академиком живописи Адольфом Иосифовичем Шарлеманем. С тех пор рисунок не поменялся, не считая того, что с карты червового валета и бубнового туза было убрано изображение герба Российской империи.
Но Шарлемань не создал принципиально нового карточного стиля. При разработке рисунков он опирался на традицию "северо-немецкой картинки", которая происходила из древней народной французской карточной колоды.

атласные карты Шарлеманя
1875 год. Атласные карты, выполненные по эскизу А.Шарлеманя

Англо-американский шаблон игральных карт, распространенный теперь по всему миру, развился из руанского (разновидность французского) шаблона.

англо-американский шаблон игральных карт
Англо-американский шаблон

Карты "Парижского шаблона" были созданы в середине 17-го века на основе карт художника Гектора де Труа. В наше время изображение парижского шаблона чаще всего встречается на игральных картах для преферанса (колода из 32 карт) французского производства.

парижский шаблон игральных карт
Карты парижского шаблона образца 1895 года

Во французских картах, в отличие от наших, где "картинки" - просто абстрактные короли и королевы, каждой карте приписан свой прототип:
король червей - Карл Великий
король пик -  Царь Давид
король бубен -  Юлий Цезарь
король треф -  Александр Македонский
дама червей -  Юдифь  (более ранние изображения - Елена Троянская или Дидона-основательница Карфагена)
дама пик -  Афина Паллада  ( в других вариантах Минерва или Жанна д'Арк)
дама бубен -  Рахиль (Библейский персонаж. Олицетворяет жадность и сребролюбие)
дама треф -  Аргина  (анаграмма слова "королева" - "regina". Именем Аргина вскоре стали называть любовниц французских королей). Интересно, что эта карта чаще всего меняла прототипа: на ней изображали добродетельную Лукреция, символ обаяния Филону, Гекубу).
валет червей -  Этьен де Виньоль  (по прозвищу Ла Гир - "Ярость"). Советник Жанны д'Арк , ставший героем народного фольклора.
валет пик - Ожье (Огиер) Датчанин. Двоюродный брат Карла Великого, национальный герой Дании
валет бубен -  Гектор  (но не троянский царевич, а Гектор де Марэ, рыцарь Круглого Стола и брат Ланселота)
валет треф - Ланселот. Рыцарь Круглого стола.

рисунки на колодах карт
На этих картах французской "колоды на ногах" (1648 год) изображения подписаны их именами.

Традиция пышно украшать пиковый туз пошла от того, что во времена правления короля Якова I Английского (1566-1625) был издан указ, согласно которому на тузе пик (поскольку эта карта первая в колоде) необходимо было печатать сведения о производителе и его логотип. На этот же туз ставили особую печать, свидетельствующую о выплате особого налога на карты.


Карточные масти

Привычные нам масти карт - пики, трефы, бубны, черви, - тоже имеют свою историю. Они были придуманы во Франции и вместе с "французской колодой" получили теперь всемирное распространение, практически вытеснив два других основных типа игральных карт - "итальянскую и "немецкую" колоды.

Масти первоначально символизировали атрибуты рыцаря - копье (пики), меч (трефы), щит (черви) и герб (бубны).
Эти масти - результат трансформации старинных мастей "итальянской колоды" - "мечей", "кубков" (чаш), "пентаклей" (монет, динариев, дисков) и "жезлов" (дубинок, палиц). Похоже, как и в Индии, они символизировали сословия: дворянство, духовенство, торговцев и стоящую над ними королевскую власть.


Во французском варианте "мечи" превратились в "пики", "кубки" - в "черви", "пентакли" - в "бубны", а "жезлы" - в "кресты", или "трефы" ("трефы" по-французски означает "лист клевера" или "трилистник").
В разных странах названия мастей сейчас звучат по-разному.
Во Франции  они дословно переводятся так: пики (копья), трилистники, сердца, плитки (мостовой).
В Италии - пики (копья), цветы, сердца, квадраты.
В Испании сохранились первоначальные названия -мечи, дубинки, чаши (кубки), монеты.



В Германии и Англии - лопаты, дубинки, сердца, бриллианты.
Кроме того, на немецких картах (южные и восточные регионы Германии) и сейчас можно встретить старинные обозначения: желуди, бубенцы, листья, сердца. Они также употребляются в Австрии, Швейцарии, Чехии, Словакии, Словении. Хорватии, Венгрии и Румынии.


В Швейцарии есть и свой национальный вариант мастей - цветы (розы), бубенцы, щиты (гербы) и жёлуди.



В России название карточной масти "черви" произошло, видимо, от французское "кёр" - сердце, или от слова "червонный" т.е. "красный", тоже ассоциирующегося с сердцем.

Испанская традиционная колода 1590 год
Традиционная колода. Испания, 1590 год

итальянские игральные карты
 Традиционная колода. Италия  

немецкие игральные карты традиционная колода
 Традиционная колода. Германия  

щвейцарские игральные карты традиционная колода
Традиционная колода. Швейцария


Интересно, что валет (от французского valet - слуга, лакей), ассоциируется с авантюристом, храбрым, но плутоватым искателем приключений.
В некоторых вариантах карточных колод (например, в  старинных "испанской", "швейцарской", "немецкой" колоде) дам нет, но кроме короля присутствуют еще два мужских персонажа - унтер (младший валет) и обер (старший валет).
Карточные королевы впервые появились в Италии, откуда и были заимствованы французами.

Карта современного распространения национальных колод:

Взято отсюда: http://cardistry.su/blog/cards/334.html
Здесь синим отмечены французские масти, зелёным -немецкие, розовым- швейцарские, жёлтым- итало-испанские, в полоску - территория распространения французских и немецких мастей, красным - североитальянский вариант итало-испанских мастей.

Еще рассказы об истории людей и вещей можно посмотреть тут: "История алфавита", "Как люди научились печь хлеб",  "История одежды",  "Где находится Край Света", "Откуда появился человек, когда людей еще не было", Солнечные часы,  "Игры в историю - Инструменты для письма".

Источники :
http://ru.wikipedia.org/wiki/Игральные_карты
http://cardistry.su
http://vsyako-razno.ru/20595-igralnye-karty.html
http://daksnike.narod.ru/Inter/i7.htm
http://www.liveinternet.ru/community/3860098/post165824125/
http://fishki.net/comment.php?id=117057#/
http://rgpjournal.ru/users/Ascension/
http://www.pokeroff.ru/MaxoshBull/kartochnaja-istorija-v-kartinkah-post-2883348

25 комментариев:

  1. Очень интересно и познавательная

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что вам понравилось:)

      Удалить
    2. 21 козырь есть и в стандарте Unicode!
      https://unicode-table.com/ru/blocks/playing-cards/

      Удалить
    3. А вы знали, что колода карт имеет метафизическое значение?

      52 карты - это 52 недели года, 4 масти- времена года, 13 карт одной масти 13 фаз лунного цикла, а 12 фигурных карт в колоде представляют двенадцать месяцев в году.

      Если суммировать все значения карт игральной колоды, то получится 365 дней (включая джокера).

      Удалить
    4. Анонимный04.06.2022, 17:41

      Класс

      Удалить
  2. очень интересно, спасибо

    ОтветитьУдалить
  3. Марина05.02.2017, 14:41

    Спасибо за статью!Очень интересно и содержательно!

    ОтветитьУдалить
  4. А я читала, что Карты придумали вездесущие китайцы. в 1132 году они были распространены везде

    ОтветитьУдалить
  5. Хорошая статья, как раз работаю сейчас над картами. Статья в тему. Спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо большое!) очень интересно.

    ОтветитьУдалить
  7. Карты от лукавого и значение мастей в них другое, не советую вам увлекаться этой темой

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за предупреждение, но мы не суеверные:)

      Удалить
    2. При чём тут суеверие? Хула на Бога и потом не удивляйтесь, что ваша жизнь какая-то не такая, как вам хотелось бы.

      Удалить
    3. Пожалуйста, спорить о религии - не ко мне. Я тут просто про карты рассказываю.
      А с жизнью у меня все в порядке:)

      Удалить
    4. Очень хочется поспорить на тему хулы. Но здесь не место. Но как видно из статьи, если взять за основу последний вариант версии происхождения карт. То к христианскому богу карты не имеют никакого отношения. Причем тут хула? Не понимаю. В каком месте хула? Скажите домино тоже хула? И другие азартные игры тоже хула? И наконец чем они оскорбляют бога? Тут спорить я не намерен по указанным выше причинам, но сами подумайте и задайте себе эти вопросы. Сказать хула - это клише. Но почему? Обяснит неможите. Думаю в те стародавние времена ..... Но небудем об этом. Так как это оскорбит верующих в бога.

      Удалить
  8. Благодарю.Статья в тему.
    У Мамлюков сымые утонченные карты.
    Ещё если знать что мамлюки это русскоязычные охранники.То вообще становится понятно ,почему на черквях до 20 века кресты с карточными мастями

    ОтветитьУдалить
  9. Здравствуйте,Татьяна! Интересно было узнать о том как разные культуры вносили свои элементы. Но здесь есть ЕЩЁ ОДНА ИСТОРИЯ.
    Вот другое объяснение символики всех четырех картёжных масти: тут подразумеваются священные предметы - орудия страдания и смерти Божественного Искупителя.
    "Трефа" или "крести" - карта с изображением креста "трилистника", креста Христова, которому покланяется полмира. В переводе с идиш "трефа" означает "скверный" или "нечисть". Задумываются ли увлёкшиеся игроки, какой хулой на Господа оборачивается их "невинное" занятие!
    Картежная масть "вини", или иначе, "пики" символизирует евангельскую пику, то есть копье святого мученика Лонгина Сотника.
    Картежная масть "черви" подразумевает евангельскую губку на трости. Как сказал Господь, устами царепророка Давида, что воины "дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом"
    Картежная масть "бубны" - графическое изображение евангельских кованных четырехгранных зазубренных гвоздей, которыми были прибиты руки и ноги Спасителя ко древу Креста.
    Словарь Ушакова отвечает: "туз" - слово польского происхождения от немецкого Daus , а немецко-русский словарь указывает и другое значение слова: Daus - дьявол.
    "Козырные" карты, "козырь" и "кошер"пишется, например по-латыни, одинаково- само их название, имеют своё особое назначение. "Кошерными" т.е. "чистыми" называют талмудисты ритуальные жертвоприношения, поэтому подлинный смысл картёжных игр заключается в унижении наших святынь, ведь покрывая крест "козырной шестёркой" игроки верят, что "шестёрка" эта выше и сильнее Животворящего Креста!

    Итак, игральные карты - отнюдь не разновидность простой игры, скомпрометированной элементом азарта. Это модель господства князя мира сего над его вольными и невольными подданными. Такой смысл карточной символики, а с символами не шутят. Есть строжайший запрет Церкви: ни при каких обстоятельствах не касаться так называемых "глубин сатанинских" (Откр.2,24), поэтому, когда в компании кто-то предложит сыграть в карты, вспомните: кто выше карточного короля.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Игральные карты и масти появились задолго до возникновения христианства. В них играли, играют и будут играть. А религиозные запреты той или иной религии соблюдают те, кто верит в нее.
      У меня блог светский, поэтому прошу тут не нагнетать страстей вокруг карт. Это просто бумажки с картинками - не более:)

      Удалить
    2. Андреас19.08.2021, 22:49

      Ох уж эти религиозные фанатики.

      Удалить
  10. очень интересно , спасибо!

    ОтветитьУдалить

Чтобы оставить комментарий*, напишите текст в окошке и выберите в "Подписи комментария" профиль из любого вашего аккаунта. Если вы нигде не зарегистрированы, выбирайте Имя/URL и просто вводите свое имя - оно отобразится в подписи.

*Оставляя комментарий вы тем самым подтверждаете свое согласие с Политикой конфиденциальности сайта tavika.ru